Наверняка, многие слышали выражение: «Как при царе Горохе», означающее очень давние времена. Владимир Даль записал другую форму этого выражения: «Когда царь Горох с грибами воевал». Кто же такой царь Горох и причём здесь грибы?
Большинство специалистов рассматривают поговорки о царе Горохе, как яркий образец народного юмора, свойственного не только русским. Например, поляки говорят про незапамятные времена «при короле Гвоздике», чехи — «при короле Сверчке», у испанцев есть «времена при Каштане», а у немцев — «лето Табаково» (по аналогии с «летом Господним»). В украинском, белорусском и русском фольклоре известны «заместители» царя Гороха. Этнографам встречались поговорки «при царе Хмеле», «при царе Косаре» (от слова «Цезарь»), «при царе Тимке».
Поминали таким шутливым образом и исторических личностей: «ещё когда Ермак Сибирь брал», «при царе Сасе (курфюрсте Саксонском) наелись хлеба и мяса, а как пришёл Понятовский (король Польши), то пошло всё по-чертовски». В том же сатирическом ключе трактуется выражение «шут гороховый». Первоначально так называлось огородное пугало, которое выставляли на гороховых полях. Но со временем царь Горох и шут гороховый стали персонажами одного ряда.
Гипотеза о происхождении царя Гороха связана с упоминанием персонажа в волшебных русских народных сказках. Одна из них «Три царства — медное, серебряное и золотое» начинается так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича».
В этой сказке правление царя Гороха лишено юмористической окраски, оно описывается как прекрасное волшебное время. Правда, значительно чаще в русских, белорусских и украинских сказках встречается другой персонаж — Покатигорошек. Обычно он рождается у вдовы, в некоторых вариантах после того, как она съедает горошину. В северно-русской сказке «Окати-Горошек» сказано: «В одном городе жила вдова. И забеременела. Принесла она сына. Растёт сын не по дням, а по часам. Как начнёт баловаться — кого за руку — рука прочь, кого за ногу — нога прочь, кого за голову — голова прочь…» Богатырь вырастает в считанные дни и отправляется вызволять царских дочерей или собственных братьев и сестёр, похищенных Змеем.
Во многих сказках Покатигорошек женится на царевне и сам становится царём. Из-за этого возникло предположение, что царь Горох — тот самый Покатигорошек, принявший новое имя в качестве правителя.
Но есть версия истории царя Гороха, которая опирается уже на исторические данные. Например, академик Борис Рыбаков видел в сказках о Покатигорошке и трёх царствах — медном, серебряном и золотом — память о завоеваниях VIII–VII веков до нашей эры. Тогда кочевники киммерийцы принесли в Причерноморье и Малую Азию железо. По мнению Рыбакова, сказки сохранили подробности и более позднего времени — первого тысячелетия нашей эры.
А был ли у царя Гороха прототип? Вполне возможно. По мнению современных исследователей, прототипами царя Гороха могли быть как исторические, так и мифологические личности — это остготский царь Германарих, кто-то из византийских императоров или бог-громовержец Перун.
Германарих — король остготов, правивший в IV веке н.э., который во главе готов-грейтунгов подчинил германские племена тайфалов, герулов и др., а также племена Северного Причерноморья. Точные данные о размерах его владений отсутствуют, но в римских источниках и древнегерманском эпосе он предстаёт как один из великих варварских вождей эпохи Великого переселения народов. Государство Германариха пало под натиском гуннов в 370-е годы. По сообщению Аммиана Марцеллина, Германарих покончил жизнь самоубийством, не в силах противостоять гуннам. Так печально закончилась его история.
С одной стороны, гунны спасли протославян от германизации, с другой — время правления Германариха было золотым веком античной Восточной Европы.
Другой исследователь Е.Л. Вилинбахова утверждает, что под «горохом» подразумевали богатство и царём является некий византийский монарх.
Однако наиболее популярной пока остаётся версия, что царь Горох, это полностью мифологический персонаж, «срисованный» с какого-нибудь древнего славянского божества, например, Перуна.
В частности, в былинах Пятигорошек обладает сверхъестественными способностями, да такими, что известные сегодня три богатыря меркнут на его фоне. А. Н. Афанасьев связывал слова «горох» с «грохотом», а потому предположил, что подвиги Пятигорошка были подвигами Перуна.
Кстати, само имя Горох, которое сегодня мы не воспринимаем всерьёз, вплоть до XIV–XV веков считалось вполне обыденным. В древности так могли звать и князя. В разное время по-разному воспринимался и сюжет про войну Гороха с грибами. В XIX веке поговорка про это сражение стала исключительно шуточной, а ещё тысячу лет назад такое повествование вполне могло быть мифом или иносказательным описанием реальных событий. “давние времена”.
По одной версии, царя Гороха боялись, так как он был очень злым и жестоким. По другой, его имя связано с тем, что в далеком прошлом люди питались преимущественно кашами, и горох был одной из основных составляющих рациона.
Использование:
Фразеологизм “при царе Горохе” используется в разговорной речи, чтобы подчеркнуть, что событие произошло давно, в прошлом, когда все было совсем по-другому:
- “Мы живем не при царе Горохе, у нас есть интернет!”
- “Еще при царе Горохе так не делали, а ты сейчас…”
- “Да это еще при царе Горохе случилось, кто же теперь помнит?”
Вывод:
“При царе Горохе” – это не просто фразеологизм, а своеобразное воплощение “глубокой древности”. Он помогает нам понять, что время течет, и то, что было актуально в далеком прошлом, сегодня уже не имеет значения. В наше время, когда прогресс идет семимильными шагами, “царство царя Гороха” – это символ прошлого, напоминающий нам, как сильно изменилась жизнь за многие века.