Фразеологизм «себе на уме» — во многих случаях человека, который себе на уме, называют хитрым, ищущим во всем выгоду для себя, однако мы не совсем согласны с такой точкой зрения.
Нам кажется, что быть себе уме значит точно знать, чего ты хочешь, намеренно идти к своей цели и не допускать того, чтобы внешние факторы становились для тебя препятствием. Конечно, при такой жизненной позиции вас легко могут обвинить в некоторой закрытости, отстраненности, однако тут следует помнить, что счастье любит тишину и что если вы хотите рассмешить Бога, надо рассказать ему о своих планах.
История возникновения:
Фразеологизм появился в 18 веке. В это время латинский язык был обязательным в программе преподавания, а выражения из этого языка употреблялись в обиходе. Так, существовала такая фраза «sibi in mente», которая означала изворотливого, хитрого человека. В России эта фраза стала базой для появление нового фразеологизма — «себе на уме», созвучного латинскому. Фраза получило большое распространение и до сих употребляется в русской речи.
Примеры употребления в литературе:
- Михаил Булгаков в произведении «Путешествие по Крыму» пишет: «Сослуживцы все были людишками себе на уме — явные мещане».
- Алексей Толстой в своём романе «Князь Серебряный» приводит такую прямую речь героя: «Бояре себе на уме: не удалось Владимиру Андреичу на царство сесть, так мы посадим».
- В произведении «Бойцы» Дмитрия Мамина-Сибиряка есть такое описание героя: «Лицо у него было умным и красивым, карие глаза смотрели проницательно, говорил редко, да и в целом выглядел как человек себе на уме».
- Иван Лажечников в своём труде «Внучка панцирного боярина» говорит: «Но добродушные белорусцы с подозрением относились к этим словам, были себе на уме».
- Михаил Загоскин в произведении «Юрий Милославский» пишет: «Он хотел его задержать, но Кирша, как всегда, себе на уме».
- В труде Николая Герцена «Дилентантизм в науке» тоже есть это выражение: «Такие теории необычайно трудны для изучения, но именно они создают укрепления, за которыми сидят учёные себе на уме».
- Михаил Салтыков-Щедрин в своём произведении «Мелочи жизни» пишет: «Была и разница между ними: отец был себе на уме, а сын — тоже, но ещё и с искрой». В другом произведении классика — в «Дневнике провинциала в Петербурге»: «Это люди себе на уме — люди, которые целиком усвоили суворовскую тактику».
- В рассказе «Недоросль» Дмитрия Фонвизина героиня говорит: «Я, батюшка, отроду ни с кем браниться не стану. Промолчу, стерплю, но не стану — себе на уме. Бог тому заплатит, кто меня обижает».
- Иван Гончаров в рассказе «Обрыв» так характеризует героиню: «Да она умная женщина, и себе на уме, как все женщины».
- В произведении «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский говорит: «Там были беззаботные комики, себе на уме».
- В книге Владимира Шукшина «Любавины» так описан характер Ефима: «Всегда охотно поддакивал отцу, когда просил совета, а за душой таил совсем другое. Все понимали, что Ефим — себе на уме».
- Эльдар Рязанов в книге «Неподведённые итоги» говорит: «Есть в нём что-то доброе, но при этом он себе на уме, да и взятку примет не моргнув».
- Зарубежный автор Агата Кристи в своём романе «Причуда мертвеца» пишет: «Она была очень эффектной женщиной, но кроме этого ещё и себе на уме».
Это далеко не все примеры использования фразеологизма в литературной классике. Очевидно, что он пользовался большой популярностью у русских классиков.
Вывод:
Фразеологизм «себе на уме» может как похвалить человека за его независимость и самостоятельность, так и отразить опасения о его непредсказуемости и скрытности. Всё зависит от контекста и интонации.