Устойчивое сочетание «сидеть сложа руки» означает состояние безделья, когда человек ничем не занят. На основе этого фразеологизма сложилась поговорка: «Не сиди сложа руки — тогда не будет скуки».
История возникновения:
Это выражение появилось не так давно, в прошлом столетии. Писатель и драматург Александр Островский как-то писал, что он возник благодаря уличным попрошайкам. Для них считалось неприемлемым складывать перед собой руки — они обязаны были всё время держать их протянутыми, чтобы получить подаяние.
Ещё одна версия — буквальное понимание выражения. Большую часть дел мы делаем руками, а состояние, когда у нас они сложены, можно смело назвать бездельем. Соответственно, если наши руки не заняты, значит, мы бездействуем.
Употребление в современной жизни и в литературе:
- В литературе бесконечное количество примеров использования этого сочетания. Например, Фёдор Достоевский в своём произведении «Записки из подполья! говорит о том, что „героям было скучно сидеть сложа руки, поэтому они пускались во все тяжкие“. В другом произведении писателя — „Записки Мёртвого дома“ — герой спрашивает другого героя: „Ты что, богатый, что хочешь сидеть сложа руки?“ В этом же произведении фразеологизм встречается ещё раз, при описании арестантов, „которые сидели сложа руки и не знали, куда себя от этого деть“.
- В произведении Михаила Салтыкова-Щедрина „Губернские очерки“ есть момент, когда герой уговаривает другого героя „посидеть двое-трое дней сложа руки, пожевать кислый хлеб“. В этом же произведении есть повторное употребление фразеологизма, когда автор описывает монахинь, которые „сидели сложа руки и мурлыкали себе под нос песни“.
- В романе „Без языка“ Виктора Короленко герой, обращаясь к сироте, говорит о том, что „им бесполезно вдвоём сидеть сложа руки“.
- Александр Островский в рассказе „Не было ни гроша, да вдруг алтын“ приводит прямую речь главного героя, в которой он спрашивает Анну: „Неужели вы думаете, что мы сложа руки сидим? Мы круглые сутки работаем, на хлеб зарабатываем“. В другом своём произведении — „Правда — хорошо, а счастье лучше“ классик тоже использует это выражение в одном из предложений. Также он встречается ещё в одном произведении Александра Островского — „Доходное место“. В нём главный герой, который работает без выходных, упрекает Полину в том, что „она постоянно сидит сложа руки и никогда не займётся делом“. В произведении „Грех да беда на кого не живёт“ тоже можно найти это выражение, когда главный герой жалеет брата и говорит, что „он один там не сидит сложа руки, всё делает“.
- Иван Тургенев в своём романе „Отцы и дети“ Базаров спрашивает Павла Петровича, „какая польза в том, что он сидит сложа руки и ничего не делает?“ Упоминание этого выражения есть в другом произведении классика — „Дворянское гнездо“. Герой задаёт вопрос героине: „Никак вы не хотите сидеть сложа руки. Что ж, тогда давайте рисовать“.
- Фразеологизм встречается на страницах рассказа „Бабье царство“ Антона Чехова, в прямой речи одного из героев.
- Дмитрий Григорович в рассказе „Рыбаки“ тоже использует это выражение, когда говорит о Захаре и его товарищах, „которые не сидели сложа руки, а работали, как все“. В этом же произведении автор описывает хлопоты хозяек перед Пасхой: „никто из них не сидел сложа руки, все были заняты работой“.
- В произведении Всеволода Гаршина „Из воспоминаний рядового Иванова“ тоже есть этот фразеологизм, когда автор говорит о людях, „которые не хотели сидеть сложа руки, — ведь им нужно было добывать себе еду“.
На этом примеры с употреблением фразеологизма не заканчивается, их очень много. Очевидно, что классики отечественной литературы любили это сочетание слов как одно из эффективных выразительных средств.
Чем можно заменить фразеологизм:
Заменить фразеологизм „сидеть сложа руки“ можно другим устойчивым сочетанием с похожим смыслом. Например, „бить баклуши“. Оно означает бездельничать либо заниматься совершенно бесполезным делом:
— Весь урок Дима бил баклуши и громко разговаривал со сверстниками.
Другое подходящее для замены выражение — „ворон считать“. или с аналогичным смыслом — „ловить мух“ и „крутить хвосты коровам“. Так говорят про людей, которые проводят время без пользы:
— И что ты будешь делать в деревне? Коровам хвосты крутить?
В значении существительных подойдут фразеологизмы „Илья Обломов“ и „Емеля на печи“. Первый персонаж — герой одноимённого романа Алексея Толстого — страдал апатией и ничего не хотел делать, кроме как лежать всё время на диване, отсюда и пошло выражение. Второй — герой русских народных сказок. Собирательный образ молодых людей, не желающих работать. Не зря Емеле в сказке попадается рыба, которая всё делает за него:
— Вставай, Илюха Обломов! Уже вечер, а ты всё спишь.