Каждый хотя бы раз в жизни слышал: «театр начинается с вешалки». И дело даже не в том, что все люди увлекаются театральным искусством, просто эта фраза стала такой популярной, что её используют при любом удобном (а иногда и не очень) случае. Но как появилось это крылатое выражение? Кто удостоил вешалку такой чести и почему именно вешалку, а не входные двери театра, фойе или гардеробный номерок? Давайте разбираться!
Кто сказал знаменитую фразу?
Автором выражения «театр начинается с вешалки» считается Константин Сергеевич Станиславский — русский театральный деятель, актер, режиссер, педагог и великий теоретик театра. Сценическим искусством Станиславский начал увлекаться в юности, выступая в домашнем любительском театре, а спустя время будущий «театральный реформатор» создал Общество искусства и литературы с драматической труппой при нём.
Следующим этапом стало основание Московского Художественного театра (сейчас МХТ им. Чехова и МХАТ им. Горького) вместе с Владимиром Немировичем-Данченко. Наиболее известен Станиславский своей уникальной системой актёрского мастерства, по которой до сих пор — вот уже более 100 лет — обучаются актёры во всём мире! В общем, этот человек знал о театре, кажется, всё, поэтому его тезису о том, что «театр начинается с вешалки», можно верить.
Происхождение фразы «Театр начинается с вешалки».
Как мы сказали уже сказали, верить Станиславскому можно и даже нужно, однако были ли сказаны слова про вешалку на самом деле? Дело в том, что не существует никаких подтверждений того, что в письменной или в устной речи легендарного театрального деятеля когда-либо фигурировала фраза «театр начинается с вешалки».
Скорее всего, выражение является вольной интерпретацией обращения к работникам гардероба Московского Художественного театра: «Наш театр отличается от многих других тем, что в нём спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…». И вот, с чьей-то лёгкой руки, два предложения превратились в несколько слов — лаконичных, запоминающихся и, что самое главное, никогда не теряющих актуальности.
Смысл и значение фразы «Театр начинается с вешалки»: важность первого впечатления.
В чём же смысл выражения «театр начинается с вешалки»? Как говорил сам Станиславский, первым местом, куда отправляются зрители, придя в театр, является гардероб. Именно поэтому, во многом от того, какой настрой зададут гардеробщики, зависит дальнейшее восприятие театрального вечера: когда вас встречают улыбчивые и вежливые сотрудники, впечатление от всего театра в целом складывается положительное.
Да и согласитесь, достаточно трудно наслаждаться театральной постановкой, если постоянно думать о том, в каком состоянии будет ваша верхняя одежда после спектакля. Так раскрывается одна из трактовок фразы «театр начинается с вешалки» — первое впечатление очень важно, и им нельзя пренебрегать.
Однако не стоит воспринимать это выражение совсем буквально: «вешалкой» может служить всё, что угодно. На самом деле, в театральном мире ваше первое впечатление формируется задолго до непосредственного похода в театр. Большую роль играют отзывы других зрителей, наружная реклама в городе, освещение того или иного спектакля в интернете, на радио, по телевизору и в печатных СМИ. Всё это позволяет осуществить предварительное знакомство с постановкой.
Ещё одна важная идея, которую можно вынести из этого крылотого выражения заключается в следующем: нельзя недооценивать даже самые маленькие пустяки. Доказано, что негативные эмоции, как правило, оставляют более сильный след, чем позитивные, даже если мы это не осознаём. Следовательно, в любом деле надо всё продумывать до мелочей. Даже вешалки — а иногда особенно вешалки — в театре!
А чем же театр заканчивается?
Итак, мы разобрались, с чего и почему начинается театр. Логичен вопрос: чем же он заканчивается? Последнее впечатление тоже играет важную роль, поэтому давайте поразмышляем. По нашему мнению, настоящим завершением служит обсуждение увиденного.
Пока впечатления от спектакля ещё свежи, ими сразу же хочется с кем-то поделиться, и этот порыв длится даже после выхода из здания. Вам когда-нибудь доводилось прогуливаться мимо театра в то время, когда его покидает публика?
Вдохновлённые зрители рассказывают друг другу о понравившихся персонажах и сценах, об актёрской игре, о декорациях и костюмах или цитируют какие-то фразы из спектакля. Вот она — сила искусства!